Полезные статьи

Полезные статьи от адвокатов Коллегии Глинка, Бессонов и Партнеры в Москве

Полезная информация

Какого этического кодекса должен придерживаться коллектор?

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) разработала ряд требований, вошедших в этический кодекс, которым должны руководствоваться все коллекторы, являющиеся членами ассоциации. Что касается остальных, то эти требования являются рекомендательными.

Требования, которые должны соблюдать коллекторы в настоящее время

Осуществляемая коллекторскими агентствами деятельность, касающаяся вопросов взаимодействия с должниками, регламентируется ст. 15 ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Депутаты всерьез решили заняться доработкой долгожданного проекта закона № 999547-6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», на который возложена ответственная задача по ограничению полномочий «собирателей долгов». Все коллекторы должны действовать в соответствии с законом «О персональных данных», а также не предпринимать действий, за совершение которых может наступить уголовная или административная ответственность.

Разработанный НАПКА этический кодекс должен быть соблюден всеми входящими состав этой ассоциации агентствами в обязательном порядке. В случае нарушения положений этого кодекса, агентству грозит наказание. Несмотря на то, что этот документ не является законом, некоторые имеющиеся в нем положения воспроизводят те же нормы, что и вышеназванный ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе). Это дает понять, что характер данного документа – рекомендательный. В то же время, должник, знающий положения этого документа, может грамотно выстроить диалог с коллектором, а если потребуется, то и направить жалобу в профессиональное объединение.

Этический кодекс в апреле 2016 года подвергся некоторым изменениям, проявляющихся в ужесточении требований при осуществлении коллекторской деятельности и приведение их в соответствие с «нормами морали и нравственности». Кодекс предписывает коллекторам осуществлять свою деятельность в строгом соответствии законодательству РФ.

Агентство, действуя в рамках этического кодекса, должно регистрироваться как коммерческая организация, деятельность которой заключается во взыскании долгов. У агентства должен быть свой сайт, и оно должно входить в реестр операторов персональных данных в предусмотренном ФЗ «О персональных данных» порядке. Также у агентства должен быть договор страхования профессиональной ответственности.

Важно знать, что осуществлением коллекторской деятельности не может заниматься гражданин, имеющий непогашенную судимость. При осуществлении такой деятельности запрещается:

- предпринимать попытки по взысканию долгов с должников путем введения их в заблуждение, действуя, якобы, от имени судебных приставов, муниципальных или государственных служащих и т.п.;

- наделять себя полномочиями силовых ведомств;

- вводить в заблуждение должника относительно данных по размеру его долга, а также природы его происхождения;

- угрожать должнику причинением вреда или причинять ему вред;

- беспокоить должника по месту его жительства в нерабочие праздничные и выходные дни с 20 до 9 часов по местному времени и в рабочие дни с 22 до 8 часов по такому же времени;

- разглашать информацию об имеющейся задолженности и данных персонального характера третьим лицам, включая направление сообщений с помощью социальных сетей.

В процессе ведения диалога с заемщиком, коллектор должен обращаться к нему на «Вы», придерживаться уважительного тона и исключить фамильярное обращение. Если при взаимодействии выяснится, что общение происходит с несовершеннолетним гражданином, то деятельность, связанная с взысканием долга, должна быть приостановлена. Под запрет также попадает «общение» с организациями здравоохранения, стратегически значимыми объектами инфраструктуры, образования и пр., если это приводит к нарушению режима работы этих организаций и возникновении. Последствий неблагоприятного характера. Разговор коллектора и должника должен записываться на аудиоустройство, чтобы впоследствии можно было разрешить конфликтную ситуацию между сторонами. Также коллектор не имеет права слать текстовые сообщения должнику с анонимных номеров или звонить.

Куда следует жаловаться на коллекторское агентство?

Если нарушающее законы агентство входит в НАПКА, то на него можно пожаловаться в ассоциацию. Для этого должник может направить соответствующую жалобу через сайт, дополнив ее записью телефонного разговора, если имел место случай с нарушением правил общения с заемщиком. Необходимо также знать, что обращение в Ассоциацию не исключает сообщение правоохранительным органам о нарушениях закона, допущенных коллекторами.

Какого этического кодекса должен придерживаться коллектор?
Актуальность статьи: 26.07.2016 11:45:26
С уважением,
управляющий юридического бюро,
Бессонов Алексей Борисович

<< вернуться обратно Список всех статей >>