Случаев, при которых российские граждане, находящиеся за границей, вынуждены обращаться в российское консульство, довольно много. Для начала, определимся, какой перечень услуг предоставляет российское консульство. Работа консульств и дипломатических учреждений регламентируется некоторым числом законодательных актов. Основные функции, возложенные на консульство, изложены в ст. 5 ФЗ № 154 от 05.07.2010 «Консульский устав РФ». Что касается полномочий, затрагивающих защиту прав и интересов российских граждан, то они перечислены в а таких документах, как: Постановление Правительства РФ № 889 от 11.09.2010, № 370 от 31.05.2010, Приказ МИД РФ № 10304 от 28.06.2012 и др.
Поводом для обращений в загранучреждения РФ могут быть следующие причины:
- необходимость в оформлении документов, которые удостоверяют личность вне территории РФ, включая документы временного характера для въезда в РФ;
- розыск без вести пропавших граждан РФ в пределах консульского округа;
- осуществление защиты прав тех граждан РФ, которые находятся под арестом, задержанных, взятых под стражу или заключенных в тюрьму;
- истребование тех документов, которые затрагивают интересы и права граждан и юрлиц;
- госрегистрация актов, свидетельствующая о гражданском состоянии;
- осуществление консульской легализации иностранных документов, которые требуются для представления в пределах территории РФ;
- проведений нотариальных операций.
Каким образом консульство РФ может посодействовать для возвращения в РФ?
Бывают случаи, когда гражданин по какой-либо причине остается без средств к существованию в другом государстве. В таких ситуациях консульство должно оказать помощь такому гражданину. Однако, стоит учесть, что материальной она станет только в том случае, если жизнь гражданина будет находиться под угрозой. Регламент предоставления, а также размер оказываемой помощи определен Постановлением Правительства № 370 от 31.05.2010 г. Если же жизни гражданина ничего не угрожает, то консульство должно помочь в получении средств, предназначенных для возвращения гражданина в Россию от лица или организации, по приглашению которой он прибыл в ту или иную страну.
Каким образом происходит обжалование действий консульства?
Приказ МИД №10304 от 28.06.2012 определяет порядок, позволяющий обжаловать действия сотрудников, работающих в консульстве. В большинстве случаев это может быть вызвано тем, что консульство нарушает сроки предоставления услуг, либо требованием за такие услуги непредусмотренной платы и т.д.
Если гражданин решил написать жалобу на бездействие сотрудников консульства или, на его взгляд, неправильно принятое ими решение, то ее следует подавать в МИД РФ, либо руководителю той загранорганизации, в которую он обратился.
В жалобе должна содержаться следующая информация;
- ФИО гражданина, сведения о его месте жительства, включая контактные данные;
- описание проблемы и доводов, основываясь на которые заявитель выражает несогласие с принятым решением представительства либо его сотрудника;
- название органа, оказывающую такую госуслугу с указанием сотрудника и его должности, к которому гражданин обратился;
- документы (если таковые имеются) или их копии, которые являются подтверждением доводов заявителя;
- описание принятого решения и действия (либо бездействия), которые подлежат обжалованию.