Какие факты могут указывать на неисправность счетчика?
Критерии, которые являются основанием для того, чтобы считать счетчик неисправным, приведены в п. 81 (12) Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, а также в Приказе Минпромторга № 57 от 21.01.2011. В соответствии с Постановлением, прибор учета будет считаться неисправным, если:
- он не отображает результаты измерений;
- наблюдается превышение параметров допустимой погрешности показаний прибора;
- произошло нарушение контрольных пломб и знаков поверки;
- прошли все сроки межповерочного интервала поверки прибора;
- произошло механическое повреждение прибора.
Помимо этого, счетчик количества потребляемого объема воды должен работать в любом положении, если в инструкции не предусмотрено положение установки. Производитель должен указать, существует ли возможность измерения прибором обратного потока воды, максимально допустимую погрешность прибора с учетом прямого и обратного потока воды. В тех счетчиках, которые не предназначены для измерений обратных потоков воды, должны содержаться конструкции для препятствия подобных действий, или же они должны выдерживать возникновение случайного обратного потока без каких-либо повреждений (п. 9.1 и 9.2. Приложения 1 Приказа).
В случае обнаружения гражданином обстоятельств, перечисленных выше, он должен обратиться в аварийно-диспетчерскую службу или какую-либо иную службу, которая указана исполнителем коммунальных услуг (ТСЖ, УК и пр.) (п. 34 Постановления).
Перечень обязанностей исполнителя и потребителя
Что касается исполнителя услуг, то в его обязанности входит осуществление периодической поверки индивидуальных измерительных приборов, причем это должно происходить не реже 1 раза в течение 6 месяцев, в случае, если иные правила не установлены договором, касающегося предоставления коммунальных услуг (пункт 31 Постановления). Исполнитель также должен принимать показания приборов, предоставленных жильцами для осуществления сверки этих данных. Пользователи могут предоставлять показания любым удобным для них способом, будь это передача данных по телефону, заполнение квитанций об оплате или отрывного талона, либо через Интернет. Действуя на основании договора, исполнитель вправе самостоятельно фиксировать показания счетчиков индивидуального пользования.
Исполнитель также обязан уведомлять потребителя о частоте снятия показаний, способах их передачи и сроках, в течение которых они должны это сделать, причем это должно происходить не менее одного раза в квартал. Помимо этого, потребители должны быть поставлены в известность исполнителями о тех последствиях, которые могут наступить для первых в тех случаях, если произойдет вмешательство в работу прибора учета или же показания не будут переданы. Платежные квитанции должны содержать всю эту информацию. Если в договоре не прописан пункт, касающийся техобслуживания счетчиков исполнителем, то потребитель должен отслеживать сроки их проверки, а также сообщать о решении снять самостоятельно прибор для того, чтобы осуществить его поверку в специальной организации. После окончания поверки, копия свидетельства должна быть отправлена исполнителю.
Возмещение ущерба
П. 81 Постановления дает понять, что, как жилое, так и нежилое помещение, должно быть оснащено приборами учета, введением установленного оборудования учета в эксплуатацию. Также должна осуществляться надлежащим образом их техническая эксплуатация, производиться своевременная замена и сохранность, причем за все это должны отвечать собственники жилого и нежилого помещений. Наличие неисправности в период гарантийного срока может быть поводом для предъявления изготовителю или продавцу требований, предусмотренных ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», включая требования о замене прибора на аналогичный, только надлежащего качества. Также, объектом для предъявления претензий могут быть и застройщик, который приобрел такой прибор, а затем продал его вместе с жилым помещением, но впоследствии выяснилось, что они оказались неисправными. Требования, касающиеся недостатков товара, не могут быть предъявлены застройщику, если он только занимался установкой приборов учета.
Потребитель может рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного ему вследствие начисления платы, не соответствующей показаниям прибора (ст. 14 ЗОЗПП). Продавец (или изготовитель прибора) обязан возместить потерпевшему вред, который причинен вследствие недостатка товара. Также потребитель может обратиться в Роспотребнадзор с соответствующей жалобой. Что касается действий исполнителя услуг, связанных с введением в эксплуатацию учетного прибора, то подача жалобы должна осуществляться в Госжилинспекцию.