Законы, определяющие нормативы ГВС
Горячее водоснабжение, впрочем, как и любая другая услуга, должно соответствовать требованиям, которые приведены в Приложении 1 пп. 4-7 к Правилам, утверждающим предоставление коммунальных услуг (Постановление Правительства № 354 от 06.05.2011 г). К числу нарушений исполнителем услуг относятся: несоответствие температуры воды, перебои с ее подачей, несоответствие ее свойств и состава СанПиН 2.1.4.2496-09 и давлению в общей системе ГВС.
Допустимые отклонения от норм
Отклонения в таких нормативах, как давление, свойства и состав воды, недопустимы. В отношении этих параметров контроль осуществляется теми организациями, которые занимаются эксплуатацией сети ГВС, причем в соответствии с тем порядке, который был утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09, при этом его результаты тщательно контролируются Роспотребнадзором. Если наблюдаются отклонения от заявленных нормативных показателей, определяющих давление в системе, то при пересчете будет браться во внимание, процентное выражение отклонения параметра от нормы. В случае, если вода не отвечает заявленным свойствам и составу, то месячная плата должны быть уменьшена на количественный размер платы, определяющей некачественное предоставление услуги за каждый день. Что касается подачи горячей воды, то перерыв в течение месяца не должен превышать более 8-ми часов, а если речь идет о разовом отключении, то не более 4-х часов. Если же авария произошла на тупиковой магистрали, то этот перерыв не должен превышать 24 часов. Во время проведения ежегодных профилактических работ, связанных с ремонтом, горячее водоснабжение не должно быть отключено более чем на 14 суток.
Что делать, если подача горячей воды осуществлялась с перебоями?
Если потребитель получает коммунальный ресурс не в обязательном порядке, то он должен быть уведомлен об этом. В случае, если ограничение или прекращение подачи воды вызвано существующей задолженностью, связанной с оплатой данной услуги, то потребитель должен быть поставлен в известность об этом за 30 дней; если же планируется провести работы, связанные с обслуживанием внутридомовых или централизованных коммуникаций и систем, то этот срок сокращается до 10 дней (рабочих). Это положение изложено в п. 117 Правил. Но существуют случаи, когда такие меры вводятся без уведомления, они указаны в п. 115 Правил. Если же предвидятся длительные остановки подачи воды, то организация, занимающаяся эксплуатацией, должна найти трубопровод сетей с водой и позаботиться о циркуляции воды в системе.
При нарушении этих условий (п.3.1.12 Сан ПиН 2.1.4.2496-09), жалобу необходимо подавать непосредственному исполнителю услуг. При неполучении ответа в течение трех рабочих дней (пп. «к» п. 31 Правил) и если проблема не была устранена, то пользователь может обратиться в суд, требуя, при этом, осуществления перерасчета платежей. Помимо этого, жалобу можно подать в Роспотребнадзор или жилищную инспекцию. Чтобы осуществить перерасчет, необходимо просуммировать часы, определяющие количество превышенной за месяц продолжительности перерыва подачи горячей воды. При расчете оплаты, она должна снижаться на 0,15 % платы, предусмотренной за каждый час на протяжении всего расчетного периода. Возобновление подачи воды должно произойти не позднее 2-х дневного срока после того, как будет устранена причина аварии.
Согласно нормативам, горячая вода должна подаваться определенной температуры, параметр которой не должен превышать 75 °С, и при этом он не должен быть ниже 60 °С. При этом существует такое понятие, как «точка разбора», под которым следует понимать место, где находится смеситель. В ночное время, в этой точке отклонение не должно превышать 5 °С, а в дневное – 3 °С.
Если потребитель считает, что подача горячей воды не соответствует установленным нормам, то этот факт он должен зафиксировать. Для этого необходимо обратиться в Роспотребнадзор или аварийно-диспетчерскую службу, и информировать о несоответствии качества услуг заявленным нормам. Имея на руках заключение экспертизы или акт проверки, потребитель может отправить претензию непосредственному исполнителю услуг, к числу которых относятся ТСЖ и УК. В этой претензии необходимо изложить требования произвести перерасчет платы с учетом того периода, когда предоставлялись услуги, несоответствующие заявленному качеству. В этом случае расчет коммунальной платы за расчетный период будет рассчитываться по следующей схеме: 3 °С
Если отступления от установленных отклонений составляет 3 °С, то плата за коммунальную услугу должна быть уменьшена на 0,1 %. Если же отступления от установленных отклонений составляет 6 °С, то плата, соответственно, должна уменьшиться на 0,1 % и т.д. Таким образом, если температура подаваемой горячей воды в точке разбора составляет 40 °С за каждый час подачи, то оплата должна осуществляться по тому же тарифу, что и для холодной воды.
В случае неудовлетворения требований потребителя в порядке претензии, он может через суд отстоять свои права, причем он вправе потребовать от компании, предоставлявшей некачественные услуги, возместить материальный ущерб и компенсировать моральный вред.