Решившись на продажу квартиры, не стоит откладывать сбор документов в «долгий ящик». Пакет документов в этом случае будет довольно внушительный, а на их подготовку может уйти много времени. К тому же, покупатели приветствуют, когда все необходимые документы будут готовы.
Итак, решив продать квартиру за наличный расчет, основной пакет документов сводится к следующим:
- Документ, устанавливающий право собственности на продаваемую квартиру. Это может быть: договор инвестирования или ренты, купли-продажи, передачи, свидетельство о праве собственности, свидетельство о наследстве или выписка из ЕГРП.
- Договор купли-продажи. Для составления такого договора рекомендуется обратиться к юристу, который учтет все условия и нюансы участников сделки и правильно его оформит. Подписание договора происходит в Регистрационной палате.
- Паспорта всех собственников квартиры;
- Документ-основание, подтверждающий право на квартиру. Таким документом может быть свидетельство о праве наследования, договор дарения, купли-продажи, приватизации, решение суда. Эти документы должны быть на руках у продавца. В случае потери договора-основания, восстановить его можно в Регистрационной палате.
- Выписка из домовой книги, указывающая на количество зарегистрированных в квартире лиц. Такой документ еще называют справкой о составе семьи или о зарегистрированных лицах.
- Разрешение, полученное от органов опеки и попечительства. Его следует получить в том случае, если владельцем квартиры или ее доли является ребенок.
- Согласие супруга, заверенное нотариусом. Его необходимо получить в том случае, если продаваемая квартиры была приобретена супругами в браке. Получать согласие супруга не нужно, если имеется брачный договор или квартиры была подарена или получена в качестве наследства.
К числу дополнительных документов, которые потребуются для предоставления покупателю, относятся:
- Технический паспорт. Владелец квартиры должен иметь на руках этот документ, несмотря на то, что для совершения сделки он не требуется. Если он отсутствует, то получить его можно в БТИ.
- Кадастровый паспорт. Если таковой отсутствует, то заказать его можно в МФЦ или Кадастровой палате. Срок изготовления такого паспорта составляет 5 рабочих дней, но в некоторых случаях могут быть задержки. Для получения паспорта следует заплатить госпошлину.
- Выписка из ЕГРП. В ней указывается информация о том, кто является правообладателем квартиры, имеются ли на нее обременения, не фигурирует ли она в качестве предмета судебного разбирательства. За получением данной выписки необходимо обратиться в МФЦ или Регистрационную палату, причем сделать это может любой желающий.
- Справка, позволяющая сделать вывод об отсутствии задолженности по уплате коммунальных платежей. Подобные справки можно получить в управляющей компании.
- Справка, информирующая о состоянии лицевого счета квартиры. Получить такую справку можно в паспортном столе, а именно в бухгалтерии. На ней должна стоять печать начальника отдела.
- Справка из налогового органа. Получение такой справки может потребоваться в том случае, если квартира была получена продавцом в дар или была унаследована. Справка поможет узнать, что налог был уплачен.
- Справка, выданная психоневрологическим и наркологическим диспансером. Покупатель вправе требовать предъявления такой справки, которая подтвердит адекватность продавца. Заменить такие справки могут водительские права.
- Копия финансово-лицевого счета понадобится в том случае, если будет использоваться безналичный расчет.