Основания, которые могут быть использованы для обмена качественного товара
На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель вправе произвести обмен товара, относящегося к непродовольственной продукции, качество которого является надлежащим, на аналогичный, причем сделать это он может в течение 14 дней, исключая день покупки. Такой обмен можно осуществлять на основании довольно исчерпывающего перечня, который указан в ст. 25 ЗОЗПП. Его необходимо знать каждому покупателю. Покупатель может рассчитывать на обмен товара, если он не подошел ему по следующим критериям:
- по расцветке;
-по габаритам;
- по комплектации;
- по размеру;
- по форме;
- по фасону.
Чтобы осуществить обмен товара, покупателю должен написать в письменном виде на имя продавца претензию, в которой должно быть изложено требование. Безусловно, не стоит рассчитывать на обмен, если покупателем были испорчены потребительские свойства или товарный вид товара. В этом случае продавец может отказать в удовлетворении требований продавца. Ст. 25 ЗОЗПП дает понять, что факт отсутствия чека не может быть поводом для отказа покупателю в осуществлении обмена, поскольку саму покупку будет несложно подтвердить любым другим способом, например, с помощью свидетельских показаний.
Стоит понимать, что перечисленные выше основания позволяют осуществить обмен далеко не всех товаров. Исключением являются товары, перечисленные в Постановлении Правительства № 55 от 19.01.1998 г. В этом документе содержится список типов товаров, не попадающих под действие ст. 25 ЗОЗПП. В качестве примера в скобках приведены такие товары, но на самом деле их список гораздо обширнее. Указанный перечень включает в себя следующие виды товаров:
- товары парфюмерно-косметического производства;
- бумажные издания, не относящиеся к периодическим (нотные и картографические, календари, книги, буклеты, брошюры, листовые издания, альбомы, а также издания, воспроизведение которых было осуществлено с помощью технических носителей информации);
- товары текстильного производства (шелковые, шерстяные, льняные, хлопчатобумажные, синтетические ткани, кружево, тесьма, ткани-ленты и пр., а также кабельные товары (шнуры, кабели, провода);
- растения и животные;
- изделия швейного производства и трикотаж (чулочно-носочные, трикотажные, швейные, бельевые изделия);
- гражданское оружие, патроны, а также основные составляющие к служебному и гражданскому огнестрельному оружию;
- материалы и изделия, которые предусматривают контакт с пищевыми продуктами, изготовленными из полимерных составов, включая посуду одноразового использования, а также емкости, упаковочную продукцию, посуду и столовые принадлежности, требующиеся для осуществления транспортировки и хранения пищевых продуктов;
- товары бытового пользования, исполнение которых является технически сложным, имеющие гарантийные сроки (электробытовые приборы и машины, телефонные аппараты, электромузыкальные инструменты, факсимильная аппаратура, деревообрабатывающие и металлорежущие бытовые станки, аппаратура радиоэлектроники, радиоэлектронные игрушки, оборудование газовое бытовое и пр.);
- мебель для бытового использования, включая комплекты и мебельные гарнитуры;
- предметы, относящиеся к товарам личной гигиены (заколки, парики, бигуди, шиньоны, расчески, зубные щетки и т.д.);
- мотовелопродукция, автомобили, бытового назначения плавсредства и прогулочные суда, средства, предназначенные для осуществления сельскохозяйственных работ малой механизации;
- товары, предназначенные для лечения и профилактики разных заболеваний в условиях домашней обстановки (металлические, резиновые, текстильные предметы гигиены и санитарии, линзы для очков, лекарственные препараты, медицинская аппаратура, инструменты и приборы);
- изделия с драгоценными камнями, из драгоценных металлов, включая изделия со вставками из синтетических и полудрагоценных камней, драгоценные камни ограненные.
Процедура возврата денег за качественный товар
Потребитель, действуя в рамках ст. 25 ЗОЗПП, не должен заявлять сразу требование об осуществлении возврата ему денег за ранее приобретенный товар. Таким правом он может воспользоваться только тогда, когда на день обращения у продавца отсутствует аналогичный товар. Удовлетворение данного требование продавец должен осуществить в течение трех дней с того дня, когда обратился потребитель. Таким образом, продавец может, либо сразу выплатить потребителю положенную сумму денег, либо воспользоваться отсрочкой. Что касается последнего случая, то потребителю необходимо будет составить акт, в котором должен быть отражен факт передачи соответствующего товара продавцу, с указанием инициалов, фамилии и должности лица, в руки которого был передан товар, даты, а также причины, послужившей поводом для его возврата. Стоит отметить, что вручение товара и акта должно происходить под роспись, при этом второй экземпляр должен находиться у покупателя на хранении до того момента, пока от продавца не поступят денежные средства. В случае отказа сотрудниками магазина подписывать акт, должна быть сделана соответствующая отметка, подтвержденная подписями двух свидетелей.
Если стороны достигнут соглашения, то допустим обмен товара на аналогичную продукцию в случае его поступления в продажу. Если же продавцом отказано в возврате денег, и он пытается договориться с покупателем о том, что готов привезти его на следующий день, мотивируя это тем, что аналогичная продукция находится на складе, то в этом случае потребитель может потребовать возвратить ему уплаченную им сумму. В противном случае, отсутствие подходящего товара, который аналогичен приобретенному, следует отразить документально, не забывая указать день обращения. Таким документом является тот же акт, который составляется в письменной форме, с указанием на день обращения отсутствия необходимого товара. Такой акт должен быть подписан как продавцом (или его представителем), так и покупателем. В случае отказа продавцом подписывать акт, покупателю необходимо указать это в акте, после чего найти двух свидетелей, которые оставят свои подписи и в дальнейшем готовы будут подтвердить все сведения, содержащиеся в акте.
Если же законные требования потребителя, касающиеся возврата товара или его обмена, не будут удовлетворены, то он может обратиться за помощью в Роспотребнадзор и в суд с соответствующим иском, который находится либо по месту жительства покупателя, либо по тому месту, где находится продавец.