В соответствии с Федеральным законом № 122 от 21.07.1997 г., на объекты, которые являются недвижимым имуществом, могут накладываться обременения. Все условия и запреты, каким-либо образом стесняющие права его обладателя в процессе осуществления прав собственности, устанавливаются в соответствии с законом.
Принимая во внимание вид ограничения, собственник может совершать какие-либо действия со своим имуществом или же вообще не вправе их совершать. Таким образом, если имущество было арестовано, то никаких сделок по нему не может быть совершено. Такое имущество не подлежит продаже и его нельзя купить. И это будет происходить до того момента, пока обязательство перед государственным органом или налоговой службой, взятое собственником, не будет выполнено. Только это позволит снять обременение.
В случае передачи имущества плательщику ренты на основании договора, собственник не вправе его завещать, подарить или продать без расторжения договора. Стоит отметить, что признать договор ренты недействительным достаточно проблематично, а при выполнении всех обязательств – невозможно. Расторжение договора возможно в двух случаях: по согласию всех сторон или через суд.
Если продается земельный участок обременением в виде сервиута, то он будет передан новому владельцу.
Что касается нанимателей, то они не могут каким-либо образом препятствовать продаже квартиры. В этом случае с ними лучше договориться, но можно расторгнуть договор или дождаться срока его окончания.
Если же речь идет об имуществе, находящемся в залоге (к примеру квартира, приобретенная по ипотеке, является предметом залога банка), то в этом случае она не может быть продана (разве что с разрешения банка). Если же банк препятствует продаже такой квартиры, то этот путь является самым сложным, и сделать это можно только через суд.
Каким образом можно снять обременение?
Как только обязательства будут выполнены, с имущества необходимо снять обременение. Чтобы это сделать, следует заполнить соответствующее заявление в Росреестре для внесения в ЕГРП записи, свидетельствующей о прекращении распространения ограничения, а также предоставить все документы, подтверждающие уплату в полном объеме штрафа или налога, долга по алиментам, погашение кредита. Также необходимо оплатить госпошлину.
Стоит отметить, что перечень документов, необходимых для предоставления в Росреестр, может несколько отличаться, и зависит это от вида ограничения прав на собственность. К примеру, на погашение кредита по ипотеке банк должен прореагировать соответствующим письмом, отправленным собственнику, в котором речь идет о снятии обременения, а в кредитном договоре должна быть поставлена отметка о его погашении. Для уточнения полного списка необходимых документов можно обратиться к нотариусу, в регистрационный орган или в том банк, в котором был взят кредит.
Что является подтверждением того факта, что ограничения сняты?
Как только ограничения с имущества были сняты, с ним возможно проведение любых финансовых сделок. Но перед этим рекомендуется получить соответствующую справку, подтверждающую отсутствие каких-либо обременений. Ее можно получить в Росреестре. Стоит отметить, что срок действия такой справки составляет 10 дней. Для получения такой справки потребуется предоставить паспорт и квитанцию об уплате госпошлины. Никаких документов на имущество при получении справки предъявлять не требуется.
Информацию, касающуюся отсутствия или наличия ограничений и запретов на имущество, может получить не только собственник, но и любое лицо, предъявившее квитанцию об оплате госпошлины, паспорт и заявление. Таким образом, если гражданин желает купить квартиру или другую недвижимость, то он самостоятельно может получить о ней необходимую информацию.