Субъекты предпринимательской деятельности дифференцируются законодателем на малые, средние и крупные. Динамичный рост экономики страны и, соответственно, развитие рынка предполагает оптимальное соотношении субъективного состава предпринимателей различного уровня, то есть как крупных предприятий, так и субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на значительный вклад в экономику страны крупных предприятий, существует острая необходимость в развитии малого и среднего бизнеса, который имеет свои преимущества - в частности, он обладает гибкостью, высокой адаптивной способностью к изменениям рыночной конъюнктуры, оперативным реагированием на потребительский спрос, возможностью территориального и отраслевого перелива капитала и рабочих ресурсов, активным развитием конкуренции и многими иными положительными отличиями.
Малое и среднее предпринимательство занимает не заполненные крупным бизнесом ниши в экономическом пространстве страны. В основном это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.). Малое и среднее предпринимательство является позитивной альтернативой теневой экономике, он способствует ликвидации ее монопольного положения. Также малый бизнес привлекателен тем, что он доступен для широкого круга людей, поскольку его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим государственную поддержку малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Закон о развитии малого и среднего предпринимательства). Законодатель, учитывая предыдущую ошибку, связанную с несоответствием названия Федерального закона от 14 июня 1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу) и тем объемом вопросов, которые регулировал данный закон, и явно выходящих за пределы только государственной поддержки, заменил слово «поддержка» на «развитие». Однако и это название полностью не раскрывает весь объем регулируемых отношений. Вероятно, по этому поводу следует согласиться с Л.Т. Ибадовой, предлагающей дать закону соответствующее название, например «О малом предпринимательства». Правда с учетом того, что действующий закон опосредует отношения не только в сфере малого, но и среднего предпринимательства, его следует назвать его «О малом и среднем предпринимательстве».
Законодатель дает определение субъектам малого и среднего предпринимательства через среднюю численность работающих и два взаимозаменяемых показателя – выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов. Помимо организаций, субъектами малого предпринимательства являются, также, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в Едином государственном реестре. Как можно видеть, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся все организационно-правовые формы коммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особо в Законе о развитии малого и среднего предпринимательства обозначены крестьянские (фермерские) хозяйства. Учитывая, что государство принимает специальные меры для финансовой поддержки сельхозпроизводителей, в дальнейшем, в настоящей работе эта тема будет исследована подробнее.
Если в определении малого и среднего предпринимательства отойти от числовых категорий, то стоит прислушаться к мнению, так называемой комиссии Боултона, которая выявила три основных признака малого предприятия, причем указанные комиссией признаки соответствуют и среднему российскому предприятию, а именно:
небольшой рынок сбыта, не позволяющий предпринимателю оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
правовая независимость – предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или несколькими собственниками, которые сами контролируют свой бизнес;
персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или собственники сами участвуют во всех аспектах деятельности предприятия и в процессе принятия всех решений свободны от любого контроля и давления извне.
Учитывая равное положение на рынке всех субъектов предпринимательской деятельности, государство не может прямо оказывать превенции малому и среднему бизнесу, а потому стимулирует его развитие только с помощью косвенных методов, заключающихся в создании положений, обеспечивающих благоприятные условия их функционирования и влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
Под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства законодатель подразумевает оказание государством финансовой, имущественной, информационной, консультационной помощи, а также содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации их работников. Условия и порядок оказания соответствующей поддержки устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой передачу государством или муниципальными образованиями во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов. Такая передача возможна в трех вариантах: на возмездной основе (по рыночным ценам); на безвозмездной основе; на льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные).
При этом, государство для борьбы со злоупотреблениями со стороны предпринимателей, устанавливает ограничения, заключающиеся в следующих требованиях: имущество должно использоваться по целевому назначению, запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Если предприниматели игнорируют данные требования, то соответствующие органы, оказавшие имущественную поддержку, вправе обратиться в суд с иском о прекращении прав владения и (или) пользования указанным имуществом.
Информационная поддержка малых и средних предпринимателей представляет собой создание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях обеспечения следующей информацией: о реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; о количестве данных субъектов; об обороте товаров (работ, услуг), ими производимых; об их финансово-экономическом состоянии; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и информацией иного характера, также необходимой для развития указанных субъектов.
Собственно это информационное обеспечение не носит какого-либо персонифицированного характера и доступно для всех заинтересованных лиц, т.к. размещается в Интернете на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции. Так что, в таком виде поддержки заинтересованы не только предприниматели, но и государство. Во всяком случае, информационное обеспечение помогает более оперативно решать вопросы жизнеобеспечения населения и, помимо всего, более эффективно бороться с проявлениями коррупции.
Что касается консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, то это действия публичных образований по созданию региональных и местных фондов поддержки предпринимательства, которые, в том числе, проводят консультации по вопросам, наиболее проблемным для бизнеса, а именно: юридическим, финансовым, бухгалтерского учета, маркетинга, производства, менеджмента. Также проводятся обучающие и консультационные семинары, тренинги, круглые столы.
Помимо этого, возможна компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных предпринимателями, на оплату консультативных услуг. Собственно данный вид поддержки малого и среднего предпринимательства граничит с другим видом поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В этом случае, на основе государственных образовательных стандартов могут разрабатываться образовательные программы, учебно-методические пособия и справочники, проводится семинары, направленные на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью его расширения повышения эффективности работы на рынке.
В соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства и Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» и иными нормативными правовыми актами разного уровня, государство осуществляет поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства путем создания организаций, образующих соответствующую инфраструктуру, например, технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны, содействует бизнесменам в патентовании и государственной регистрации созданных ими изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, создает условия для привлечения данных субъектов к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создает акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды. Говоря о законодательстве разного уровня, следует отметить, что именно региональное законодательство в большей мере регулирует данные отношения, в то время как федеральное только декларирует. Только региональное законодательство содержит конкретные направления и программы в инновационной сфере в рамках деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также, государство поддерживает субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности путем создания различных центров ремесел, оказания финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
На федеральном уровне законодательство фактически не регулирует данные отношения. В июне 2001 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона № 105735-3 «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации», основной целью которого являлось формирование политики в области ремесленной деятельности для обеспечения возрождения традиций ремесленной деятельности в Российской Федерации, являющихся средством удовлетворения потребностей населения в товарах, работах и услугах потребительского назначения, развития производительной инфраструктуры, увеличения занятости населения. Данный проект закона содержал основные понятия, связанные с ремесленной деятельностью, полномочия ремесленных палат и объединений. Однако после рассмотрения Советом ГД ФС РФ 3 июля 2001 г. (протокол № 81, п. 46), проект закона 21 апреля 2005 г. был снят с рассмотрения (протокол № 90, п. 50). На этом попытки федерального законодателя принять нормативный правовой акт, регулирующий вопросы поддержки предпринимателей в ремесленной сфере, закончились. Тем не менее, такой законодательный пробел компенсируется региональным законодательством.
Как можно видеть, государство действительно поддерживает малое и среднее предпринимательство различными способами, однако учитывая, что наиболее значимым фактором, сдерживающим их развитие, является хроническая нехватка собственных финансовых средств и отсутствие свободного доступа к кредитным денежным средствам, наиболее значимой является финансовая поддержка, осуществляемая за счет средств бюджетов всех трех уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов предпринимательства.
В частности, государство разрабатывает целевые программы, направленные на организацию государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут предусматривать следующие виды финансово-кредитной поддержки: микрозаймы под более низкие проценты; финансирование проектов субъектов среднего и малого предпринимательства на основе принципа платности и возвратности; поручительство по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров сотрудничества с кредитными организациями.
Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, для реализации которых федеральный бюджет выделяет значительные средства (помимо Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, основными федеральными нормативными актами в этой области являются Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 № 178 вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 № 90 вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», которые регулируют отношения, связанные с распределением субсидий между федеральным и региональными бюджетами на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам организациям, деятельность которых связана с сельским хозяйством).
Основным исполнителем в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является Внешэкономбанк. Однако Федеральный закон от 17 мая 2007 № 82-ФЗ (ред. от 18 июля 2011) «О банке развития» в п. 15 ч. 3 ст. 3, недостаточно четко определил действия Внешэкономбанка, который участвует в данных правоотношениях посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малых и средних предпринимателей. Причем, при реализации данной функции, Внешэкономбанк обязан соблюдать требования Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», который кроме установления сроков кредитования (более 2 лет) и размера предоставляемого кредита – не более 150 млн. рублей, не дает никаких конкретных, обязательных для исполнения указаний. Более того, Внешэкономбанк самостоятельно не решает возложенную на него функцию. Решением наблюдательного совета Внешэкономбанка от 5 февраля 2009 г. утвержден порядок осуществления Внешэкономбанком финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализовывать который предоставлено стопроцентной дочерней банковской кредитной организации – ОАО «Российский банк развития» (далее Российский банк развития).
Вместе с тем, Правительство РФ обещает малому предпринимательству, что оно будет кредитоваться по ставкам не выше 11%, а кредитные организации, предоставляющие такие кредиты, получат, в свою очередь, государственные гарантии. Для этого, Внешэкономбанк и Российский банк развития увеличат финансирование малого бизнеса с 9 до 30 млрд. рублей. Кроме этого, еще 10,5 млрд. рублей будут выделены региональным банкам на эти же цели из федерального бюджета в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов.
Исполняя общую политику государства, направленную на развитие инновационной экономической деятельности, Правительство РФ своим Распоряжением от 8 декабря 2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» увеличивает в 2011-2013 годах долю расходов на предоставление льготных кредитов на реализацию инновационных проектов в общем объеме расходов в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства до 30-40 процентов, а также долю средств, выделяемых целевым образом на поддержку проектов в сфере высоких технологий и инноваций, в общем объеме расходов Внешэкономбанка до 15-20 процентов.
Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, Правительство РФ вместе с Банком России в целях развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства должно повысить эффективность использования ресурсов, выделяемых по государственным программам через государственные институты (банки развития), а также активизировать работу фондов развития малого и среднего предпринимательства, выполняющих, в том числе, функции гарантийных фондов в субъектах Российской Федерации.
Региональные правительства, так же изыскивают возможность предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях. Например, Постановлением Правительства Москвы от 9 сентября 2008 № 818-ПП «Об утверждении Порядка предоставления и распределения в 2011 году субсидий из бюджета города Москвы для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве» закрепляются аналогичные федеральным меры поддержки в области кредитования для столичного малого и среднего предпринимательства. Для столицы решение этого вопроса имеет первостепенное значение, т.к. согласно Постановлению правительства Москвы от 4 августа 2009 № 724-ПП (ред. от 20 апреля 2011) «О городской целевой программе развития и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.», только в Москве потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах находится в диапазоне от 55 до 115 млрд. рублей.
Особое место в кредитовании малого и среднего предпринимательства занимает сельскохозяйственный сектор, развитие которого требует постоянного обновления материально-технической базы, внедрения новых технологий, закупки семенного фонда и т.д. Соответственно, для полноценного развития сельского хозяйства в нашей стране, сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо в достаточном объеме пополнять оборотные средства за счет внешних источников для приобретения всего необходимого. Помимо этого, особенностью сельскохозяйственного производства является большой временной разрыв между несением затрат и получением доходов (как минимум полгода).
Таким образом, вследствие своей специфики и сезонного характера сельскохозяйственная отрасль, как никакая другая, остро нуждается в заемных средствах, в частности, в банковских кредитах. Однако в силу сложившегося положения, когда возвратность денежных средств, в большей части, зависит от погодных условий, что приводит к высокому удельному весу убыточных сельскохозяйственных организаций, численность которых составляет 40%, кредитные организации неохотно идут на кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В связи с этим, государство активизировало свои попытки ввести новые механизмы кредитования субъектов, занятых в сельском хозяйстве, которые бы в равной степени удовлетворяли, как сельхозпроизводителей, так и кредитные организации. Для этого была разработана целая система нормативных правовых актов, коррелирующих между собой.
Отношения, связанные с компенсацией кредитным организациям полностью или частично недополученных ими доходов при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей, помимо Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, в котором особо обозначены крестьянские (фермерские) хозяйства, регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее Закон о развитии сельского хозяйства), в ст. 11 которого содержатся положения о поддержке формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Однако Закон о развитии сельского хозяйства в данных отношениях носит скорее рамочный характер, детализирует действия, направленные на льготное кредитование глава VI Государственной программы, которая определяет сущность и цель достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства через льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также задачи, которые необходимо решить для этого.
Также данные вопросы регулируются Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 № 178 (ред. от 28 декабря 2010) вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 № 90 (ред. от 3 июня 2011) вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», которые регулируют отношения, связанные с распределением субсидий между федеральным бюджетом и региональными, на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам организациям, деятельность которых связана с сельским хозяйством. Согласно данным Счетной палаты РФ, около 60% бюджетных средств, выделенных в 2011 г. на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее Государственная программа) составили субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При этом, законодатель точно указывает на целевое назначение кредитов и займов, подлежащих частичному погашению за счет казны. Это могут быть: - краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки; - инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, предприятий по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур.
Отдельным положением законодатель указывает на кредиты и займы для малых форм хозяйствования на селе, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (снабженческие, сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, в том числе кредитные), ограничивая сумму кредита, с учетом необходимого минимума.
Не оспаривая необходимость льготных кредитов для сельхозпроизводителей, многие авторы, исследовавшие вопросы, относящиеся к данной теме, находили недостатки в действующем правовом механизме, регулирующим настоящие отношения. Например, М.И. Палладина исследуя данные вопросы в период с 1992 г. по 2010 г., произвела дифференциацию правового механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и выделила четыре модели, ни одна из которых, по ее мнению, не отличалась и не отличается совершенством.
Первая модель действовала с 1992 г. по 1993 г., когда государство установило льготный процент кредита для колхозов и совхозов в 28% и в 8% для фермеров, и уплату разницы между указанными процентами и кредитными процентами коммерческих банков брало на себя. Однако вследствие отсутствия должного контроля за целевым использованием полученных по кредиту денежных средств, такая практика не оправдала себя. Тем более, что кредитные организации не останавливались на фиксированном проценте и самостоятельно включали в дополнительную прибыль скрытые проценты за счет комиссий, операционных расходов и т.д. Во второй модели льготного кредитования (1994-1996 г.г.) использовался механизм товарного кредитования, который привел к монополизму поставщиков энергоресурсов, вылившийся в увеличение цен на поставку ресурсов на 20-30% и снижению цен на 34-40% на сельскохозяйственную продукцию, сдаваемую в счет погашения задолженности по кредиту.
Третья модель кредитования (1997-2000 гг.) функционировала за счет средств специального фонда, созданного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 № 224 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году». Выдаваемые льготные кредиты (25% ставкой рефинансирования Банка России) с принятием Бюджетного кодекса РФ стали именоваться бюджетными кредитами. В связи с тем, что значительные суммы кредитов не были возвращены государству, данная модель также была признана неэффективной.
В настоящее время действует четвертая модель кредитования, заключающаяся в возмещении части процентных ставок по кредитам из федерального бюджета.
В.С. Елисеев считает, что основной проблемой системы льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в нашей стране является отсутствие надлежащей теории (теории сложных обязательств), которая концептуально бы разрешила данный вопрос. Нынешний правовой механизм льготного кредитования сельхозпроизводителей, по мнению В.С. Елисеева, несовершенен в следствии разорванности имущественных интересов субъектов сельского хозяйства в едином сложном обязательстве. Это выглядит следующим образом – кредитная организация изначально устанавливает свой процент по кредиту, с которым заемщику необходимо согласиться, и лишь потом, при условии платежеспособности сельхозпроизводителя, получившего кредит, государство, при выполнении последним всех необходимых условий, поможет ему рассчитаться с кредитором. При этом государство не несет никакой ответственности за неисполнение по каким либо причинам (например, отсутствие финансирования) своих обязательств.
По-видимому, именно данное обстоятельство можно считать одной из основных проблем льготного кредитования сельхозпроизводителей. Кредитная организация – это организация коммерческая, основной целью которой является систематическое извлечение прибыли и ее кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий, целью которых является повышение доходности кредитных операций с одной стороны и с другой - снижение кредитного риска. Оценка кредитного риска представляет собой оценку состояния заемщика с точки зрения его возможностей рассчитываться по своим обязательствам, целесообразности предоставления ему кредита и анализа вероятности своевременного возврата основного долга и уплаты процентов. Соответственно, кредитные организации предпочитают заключать договоры с заемщиками, которые, по мнению кредитора, являются кредитоспособными и могут своевременно и в полном объеме исполнить обязательство по кредитному договору (кредитоспособность потенциальных заемщиков оценивается на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска). Что касается сельхозпроизводителей, то в настоящее время риск невозврата ими кредита очень велик. А, как было выяснено, абсолютных гарантий поручительства государство не дает. Соответственно, не всегда соотношение кредитного риска и предпринимательской выгоды превалирует в сторону выдачи кредита, несмотря на то, что для некоторых кредитных организаций кредитование субъектов сельскохозяйственной деятельности представляет значительный интерес, вследствие их высокой доходности (средние годовые ставки по рублевым кредитам составляют 20–25 % годовых, по валютным – 12-20%) и относительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала.
Таким образом, механизм поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, через установление льготного кредитования, существует, а вот механизма обязать кредитную организацию суживать последнего денежными средствами пока еще на создали. И, все таки, следует отметить, что принятые и принимаемые Правительством РФ меры оказали положительное воздействие на сохранение доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно в условиях кризиса. Например, в конце последнего кризиса, по состоянию на 1 января 2010 г., объем субсидируемых кредитов и займов, полученных сельхозпроизводителем, составил 27,6 млрд. рублей (28,1% всего объема субсидируемых кредитов для малых форм хозяйствования). На региональном уровне также оказывалась поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям, что помогло спасти основную массу фермеров от банкротства. Как можно было видеть, несмотря на желание государства оказывать поддержку, малый и средний бизнес сталкивается с большими трудностями, т.к. на волне экономического кризиса, когда многие кредитные организации сократили программы кредитования из-за высоких операционных издержек и значительных финансовых рисков. Также, серьезной преградой для развития кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства является нерентабельность данного вида займа. При небольших суммах кредитов (суммы займов для малого и среднего бизнеса в среднем составляют от 50 тысяч до одного миллиона рублей) доходность по ним минимальная вследствие больших трудозатрат сотрудников банка, необходимых на обслуживание кредитной заявки, оценкой и мониторингом залога, обслуживанием самого кредита. Вполне понятно, что чем больше сумма займа, тем он рентабельней. Поэтому банки стараются размещать денежные средства среди крупных заемщиков. Учитывая огромную территорию страны, следует обратить внимание на сложности в получении кредита отдельной категорией предпринимателей, ведущих свой бизнес вдалеке от промышленных центров. В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, Правительство РФ и Банк России указывают на неоднородный характер предоставления банковских услуг, вследствие того, что в некоторых сельских и отдаленных регионах из-за высоких издержек на создание и обслуживание филиальной сети возможности привлечения банковских кредитов существенно ограничены. Это в свою очередь, сдерживает развитие малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации и тормозит сглаживание региональных диспропорций.
Помимо всего прочего, причиной несовершенства механизма льготного кредитования является отсутствие императивной правовой регламентации кредитного договора. Это приводит к тому, что кредитная организация может включать в кредитный договор собственные условия, как непосредственно повышая проценты, так и косвенно, через комиссии, которые при частичной компенсации ставки банковского процента государством не учитывается. А уж в части изобретательности российских банкиров, придумывающих всевозможные комиссии и иные виды денежных изъятий внутри кредитного договора, нет равных. Поэтому при частичной компенсации государством ставки банковского процента при льготном кредитовании, следует запретить какие либо комиссии и иные дополнительные взыскания с кредитуемого.
Таким образом, в настоящее время условия кредитования не устраивают большинство предпринимателей. Это, прежде всего, связано с низким уровнем развития законодательной базы, регулирующей сферу кредитования малого и среднего бизнеса. Тем не менее, государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке указанных субъектов и в результате, рынок кредитования малого и среднего предпринимательства за последний год вырос более чем на 20%. Активно внедряются новые технологии кредитования. По прогнозам специалистов, кредитный портфель для малого и среднего бизнеса вырастет на 22-27% до 3,9-4,1 трлн. рублей. Однако наметившаяся динамика не должна носить фрагментарный характер. Государство должно заняться разработкой и принятием новых финансовых и правовых инструментов, которые дадут банкам возможность расширять клиентскую базу за счет субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывать им необходимую финансовую поддержку. С этой же целью необходимо внедрять новые правовые конструкции кредитных гарантий, распределяющих кредитные риски между частным капиталом и государством.
Субъекты предпринимательской деятельности дифференцируются законодателем на малые, средние и крупные. Динамичный рост экономики страны и, соответственно, развитие рынка предполагает оптимальное соотношении субъективного состава предпринимателей различного уровня, то есть как крупных предприятий, так и субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на значительный вклад в экономику страны крупных предприятий, существует острая необходимость в развитии малого и среднего бизнеса, который имеет свои преимущества - в частности, он обладает гибкостью, высокой адаптивной способностью к изменениям рыночной конъюнктуры, оперативным реагированием на потребительский спрос, возможностью территориального и отраслевого перелива капитала и рабочих ресурсов, активным развитием конкуренции и многими иными положительными отличиями.
Малое и среднее предпринимательство занимает не заполненные крупным бизнесом ниши в экономическом пространстве страны. В основном это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.). Малое и среднее предпринимательство является позитивной альтернативой теневой экономике, он способствует ликвидации ее монопольного положения. Также малый бизнес привлекателен тем, что он доступен для широкого круга людей, поскольку его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим государственную поддержку малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Закон о развитии малого и среднего предпринимательства). Законодатель, учитывая предыдущую ошибку, связанную с несоответствием названия Федерального закона от 14 июня 1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу) и тем объемом вопросов, которые регулировал данный закон, и явно выходящих за пределы только государственной поддержки, заменил слово «поддержка» на «развитие». Однако и это название полностью не раскрывает весь объем регулируемых отношений. Вероятно, по этому поводу следует согласиться с Л.Т. Ибадовой, предлагающей дать закону соответствующее название, например «О малом предпринимательства». Правда с учетом того, что действующий закон опосредует отношения не только в сфере малого, но и среднего предпринимательства, его следует назвать его «О малом и среднем предпринимательстве».
Законодатель дает определение субъектам малого и среднего предпринимательства через среднюю численность работающих и два взаимозаменяемых показателя – выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов. Помимо организаций, субъектами малого предпринимательства являются, также, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в Едином государственном реестре. Как можно видеть, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся все организационно-правовые формы коммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особо в Законе о развитии малого и среднего предпринимательства обозначены крестьянские (фермерские) хозяйства. Учитывая, что государство принимает специальные меры для финансовой поддержки сельхозпроизводителей, в дальнейшем, в настоящей работе эта тема будет исследована подробнее.
Если в определении малого и среднего предпринимательства отойти от числовых категорий, то стоит прислушаться к мнению, так называемой комиссии Боултона, которая выявила три основных признака малого предприятия, причем указанные комиссией признаки соответствуют и среднему российскому предприятию, а именно:
небольшой рынок сбыта, не позволяющий предпринимателю оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
правовая независимость – предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или несколькими собственниками, которые сами контролируют свой бизнес;
персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или собственники сами участвуют во всех аспектах деятельности предприятия и в процессе принятия всех решений свободны от любого контроля и давления извне.
Учитывая равное положение на рынке всех субъектов предпринимательской деятельности, государство не может прямо оказывать превенции малому и среднему бизнесу, а потому стимулирует его развитие только с помощью косвенных методов, заключающихся в создании положений, обеспечивающих благоприятные условия их функционирования и влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
Под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства законодатель подразумевает оказание государством финансовой, имущественной, информационной, консультационной помощи, а также содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации их работников. Условия и порядок оказания соответствующей поддержки устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой передачу государством или муниципальными образованиями во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов. Такая передача возможна в трех вариантах: на возмездной основе (по рыночным ценам); на безвозмездной основе; на льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные).
При этом, государство для борьбы со злоупотреблениями со стороны предпринимателей, устанавливает ограничения, заключающиеся в следующих требованиях: имущество должно использоваться по целевому назначению, запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Если предприниматели игнорируют данные требования, то соответствующие органы, оказавшие имущественную поддержку, вправе обратиться в суд с иском о прекращении прав владения и (или) пользования указанным имуществом.
Информационная поддержка малых и средних предпринимателей представляет собой создание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях обеспечения следующей информацией: о реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; о количестве данных субъектов; об обороте товаров (работ, услуг), ими производимых; об их финансово-экономическом состоянии; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и информацией иного характера, также необходимой для развития указанных субъектов.
Собственно это информационное обеспечение не носит какого-либо персонифицированного характера и доступно для всех заинтересованных лиц, т.к. размещается в Интернете на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции. Так что, в таком виде поддержки заинтересованы не только предприниматели, но и государство. Во всяком случае, информационное обеспечение помогает более оперативно решать вопросы жизнеобеспечения населения и, помимо всего, более эффективно бороться с проявлениями коррупции.
Что касается консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, то это действия публичных образований по созданию региональных и местных фондов поддержки предпринимательства, которые, в том числе, проводят консультации по вопросам, наиболее проблемным для бизнеса, а именно: юридическим, финансовым, бухгалтерского учета, маркетинга, производства, менеджмента. Также проводятся обучающие и консультационные семинары, тренинги, круглые столы.
Помимо этого, возможна компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных предпринимателями, на оплату консультативных услуг. Собственно данный вид поддержки малого и среднего предпринимательства граничит с другим видом поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В этом случае, на основе государственных образовательных стандартов могут разрабатываться образовательные программы, учебно-методические пособия и справочники, проводится семинары, направленные на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью его расширения повышения эффективности работы на рынке.
В соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства и Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» и иными нормативными правовыми актами разного уровня, государство осуществляет поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства путем создания организаций, образующих соответствующую инфраструктуру, например, технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны, содействует бизнесменам в патентовании и государственной регистрации созданных ими изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, создает условия для привлечения данных субъектов к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создает акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды. Говоря о законодательстве разного уровня, следует отметить, что именно региональное законодательство в большей мере регулирует данные отношения, в то время как федеральное только декларирует. Только региональное законодательство содержит конкретные направления и программы в инновационной сфере в рамках деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также, государство поддерживает субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности путем создания различных центров ремесел, оказания финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
На федеральном уровне законодательство фактически не регулирует данные отношения. В июне 2001 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона № 105735-3 «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации», основной целью которого являлось формирование политики в области ремесленной деятельности для обеспечения возрождения традиций ремесленной деятельности в Российской Федерации, являющихся средством удовлетворения потребностей населения в товарах, работах и услугах потребительского назначения, развития производительной инфраструктуры, увеличения занятости населения. Данный проект закона содержал основные понятия, связанные с ремесленной деятельностью, полномочия ремесленных палат и объединений. Однако после рассмотрения Советом ГД ФС РФ 3 июля 2001 г. (протокол № 81, п. 46), проект закона 21 апреля 2005 г. был снят с рассмотрения (протокол № 90, п. 50). На этом попытки федерального законодателя принять нормативный правовой акт, регулирующий вопросы поддержки предпринимателей в ремесленной сфере, закончились. Тем не менее, такой законодательный пробел компенсируется региональным законодательством.
Как можно видеть, государство действительно поддерживает малое и среднее предпринимательство различными способами, однако учитывая, что наиболее значимым фактором, сдерживающим их развитие, является хроническая нехватка собственных финансовых средств и отсутствие свободного доступа к кредитным денежным средствам, наиболее значимой является финансовая поддержка, осуществляемая за счет средств бюджетов всех трех уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов предпринимательства.
В частности, государство разрабатывает целевые программы, направленные на организацию государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут предусматривать следующие виды финансово-кредитной поддержки: микрозаймы под более низкие проценты; финансирование проектов субъектов среднего и малого предпринимательства на основе принципа платности и возвратности; поручительство по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров сотрудничества с кредитными организациями.
Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, для реализации которых федеральный бюджет выделяет значительные средства (помимо Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, основными федеральными нормативными актами в этой области являются Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 № 178 вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 № 90 вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», которые регулируют отношения, связанные с распределением субсидий между федеральным и региональными бюджетами на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам организациям, деятельность которых связана с сельским хозяйством).
Основным исполнителем в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является Внешэкономбанк. Однако Федеральный закон от 17 мая 2007 № 82-ФЗ (ред. от 18 июля 2011) «О банке развития» в п. 15 ч. 3 ст. 3, недостаточно четко определил действия Внешэкономбанка, который участвует в данных правоотношениях посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малых и средних предпринимателей. Причем, при реализации данной функции, Внешэкономбанк обязан соблюдать требования Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», который кроме установления сроков кредитования (более 2 лет) и размера предоставляемого кредита – не более 150 млн. рублей, не дает никаких конкретных, обязательных для исполнения указаний. Более того, Внешэкономбанк самостоятельно не решает возложенную на него функцию. Решением наблюдательного совета Внешэкономбанка от 5 февраля 2009 г. утвержден порядок осуществления Внешэкономбанком финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализовывать который предоставлено стопроцентной дочерней банковской кредитной организации – ОАО «Российский банк развития» (далее Российский банк развития).
Вместе с тем, Правительство РФ обещает малому предпринимательству, что оно будет кредитоваться по ставкам не выше 11%, а кредитные организации, предоставляющие такие кредиты, получат, в свою очередь, государственные гарантии. Для этого, Внешэкономбанк и Российский банк развития увеличат финансирование малого бизнеса с 9 до 30 млрд. рублей. Кроме этого, еще 10,5 млрд. рублей будут выделены региональным банкам на эти же цели из федерального бюджета в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов.
Исполняя общую политику государства, направленную на развитие инновационной экономической деятельности, Правительство РФ своим Распоряжением от 8 декабря 2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» увеличивает в 2011-2013 годах долю расходов на предоставление льготных кредитов на реализацию инновационных проектов в общем объеме расходов в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства до 30-40 процентов, а также долю средств, выделяемых целевым образом на поддержку проектов в сфере высоких технологий и инноваций, в общем объеме расходов Внешэкономбанка до 15-20 процентов.
Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, Правительство РФ вместе с Банком России в целях развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства должно повысить эффективность использования ресурсов, выделяемых по государственным программам через государственные институты (банки развития), а также активизировать работу фондов развития малого и среднего предпринимательства, выполняющих, в том числе, функции гарантийных фондов в субъектах Российской Федерации.
Региональные правительства, так же изыскивают возможность предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях. Например, Постановлением Правительства Москвы от 9 сентября 2008 № 818-ПП «Об утверждении Порядка предоставления и распределения в 2011 году субсидий из бюджета города Москвы для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве» закрепляются аналогичные федеральным меры поддержки в области кредитования для столичного малого и среднего предпринимательства. Для столицы решение этого вопроса имеет первостепенное значение, т.к. согласно Постановлению правительства Москвы от 4 августа 2009 № 724-ПП (ред. от 20 апреля 2011) «О городской целевой программе развития и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.», только в Москве потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах находится в диапазоне от 55 до 115 млрд. рублей.
Особое место в кредитовании малого и среднего предпринимательства занимает сельскохозяйственный сектор, развитие которого требует постоянного обновления материально-технической базы, внедрения новых технологий, закупки семенного фонда и т.д. Соответственно, для полноценного развития сельского хозяйства в нашей стране, сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо в достаточном объеме пополнять оборотные средства за счет внешних источников для приобретения всего необходимого. Помимо этого, особенностью сельскохозяйственного производства является большой временной разрыв между несением затрат и получением доходов (как минимум полгода).
Таким образом, вследствие своей специфики и сезонного характера сельскохозяйственная отрасль, как никакая другая, остро нуждается в заемных средствах, в частности, в банковских кредитах. Однако в силу сложившегося положения, когда возвратность денежных средств, в большей части, зависит от погодных условий, что приводит к высокому удельному весу убыточных сельскохозяйственных организаций, численность которых составляет 40%, кредитные организации неохотно идут на кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В связи с этим, государство активизировало свои попытки ввести новые механизмы кредитования субъектов, занятых в сельском хозяйстве, которые бы в равной степени удовлетворяли, как сельхозпроизводителей, так и кредитные организации. Для этого была разработана целая система нормативных правовых актов, коррелирующих между собой.
Отношения, связанные с компенсацией кредитным организациям полностью или частично недополученных ими доходов при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей, помимо Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, в котором особо обозначены крестьянские (фермерские) хозяйства, регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее Закон о развитии сельского хозяйства), в ст. 11 которого содержатся положения о поддержке формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Однако Закон о развитии сельского хозяйства в данных отношениях носит скорее рамочный характер, детализирует действия, направленные на льготное кредитование глава VI Государственной программы, которая определяет сущность и цель достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства через льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также задачи, которые необходимо решить для этого.
Также данные вопросы регулируются Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 № 178 (ред. от 28 декабря 2010) вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 № 90 (ред. от 3 июня 2011) вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», которые регулируют отношения, связанные с распределением субсидий между федеральным бюджетом и региональными, на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам организациям, деятельность которых связана с сельским хозяйством. Согласно данным Счетной палаты РФ, около 60% бюджетных средств, выделенных в 2011 г. на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее Государственная программа) составили субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При этом, законодатель точно указывает на целевое назначение кредитов и займов, подлежащих частичному погашению за счет казны. Это могут быть: - краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки; - инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, предприятий по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур.
Отдельным положением законодатель указывает на кредиты и займы для малых форм хозяйствования на селе, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (снабженческие, сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, в том числе кредитные), ограничивая сумму кредита, с учетом необходимого минимума.
Не оспаривая необходимость льготных кредитов для сельхозпроизводителей, многие авторы, исследовавшие вопросы, относящиеся к данной теме, находили недостатки в действующем правовом механизме, регулирующим настоящие отношения. Например, М.И. Палладина исследуя данные вопросы в период с 1992 г. по 2010 г., произвела дифференциацию правового механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и выделила четыре модели, ни одна из которых, по ее мнению, не отличалась и не отличается совершенством.
Первая модель действовала с 1992 г. по 1993 г., когда государство установило льготный процент кредита для колхозов и совхозов в 28% и в 8% для фермеров, и уплату разницы между указанными процентами и кредитными процентами коммерческих банков брало на себя. Однако вследствие отсутствия должного контроля за целевым использованием полученных по кредиту денежных средств, такая практика не оправдала себя. Тем более, что кредитные организации не останавливались на фиксированном проценте и самостоятельно включали в дополнительную прибыль скрытые проценты за счет комиссий, операционных расходов и т.д. Во второй модели льготного кредитования (1994-1996 г.г.) использовался механизм товарного кредитования, который привел к монополизму поставщиков энергоресурсов, вылившийся в увеличение цен на поставку ресурсов на 20-30% и снижению цен на 34-40% на сельскохозяйственную продукцию, сдаваемую в счет погашения задолженности по кредиту.
Третья модель кредитования (1997-2000 гг.) функционировала за счет средств специального фонда, созданного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 № 224 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году». Выдаваемые льготные кредиты (25% ставкой рефинансирования Банка России) с принятием Бюджетного кодекса РФ стали именоваться бюджетными кредитами. В связи с тем, что значительные суммы кредитов не были возвращены государству, данная модель также была признана неэффективной.
В настоящее время действует четвертая модель кредитования, заключающаяся в возмещении части процентных ставок по кредитам из федерального бюджета.
В.С. Елисеев считает, что основной проблемой системы льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в нашей стране является отсутствие надлежащей теории (теории сложных обязательств), которая концептуально бы разрешила данный вопрос. Нынешний правовой механизм льготного кредитования сельхозпроизводителей, по мнению В.С. Елисеева, несовершенен в следствии разорванности имущественных интересов субъектов сельского хозяйства в едином сложном обязательстве. Это выглядит следующим образом – кредитная организация изначально устанавливает свой процент по кредиту, с которым заемщику необходимо согласиться, и лишь потом, при условии платежеспособности сельхозпроизводителя, получившего кредит, государство, при выполнении последним всех необходимых условий, поможет ему рассчитаться с кредитором. При этом государство не несет никакой ответственности за неисполнение по каким либо причинам (например, отсутствие финансирования) своих обязательств.
По-видимому, именно данное обстоятельство можно считать одной из основных проблем льготного кредитования сельхозпроизводителей. Кредитная организация – это организация коммерческая, основной целью которой является систематическое извлечение прибыли и ее кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий, целью которых является повышение доходности кредитных операций с одной стороны и с другой - снижение кредитного риска. Оценка кредитного риска представляет собой оценку состояния заемщика с точки зрения его возможностей рассчитываться по своим обязательствам, целесообразности предоставления ему кредита и анализа вероятности своевременного возврата основного долга и уплаты процентов. Соответственно, кредитные организации предпочитают заключать договоры с заемщиками, которые, по мнению кредитора, являются кредитоспособными и могут своевременно и в полном объеме исполнить обязательство по кредитному договору (кредитоспособность потенциальных заемщиков оценивается на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска). Что касается сельхозпроизводителей, то в настоящее время риск невозврата ими кредита очень велик. А, как было выяснено, абсолютных гарантий поручительства государство не дает. Соответственно, не всегда соотношение кредитного риска и предпринимательской выгоды превалирует в сторону выдачи кредита, несмотря на то, что для некоторых кредитных организаций кредитование субъектов сельскохозяйственной деятельности представляет значительный интерес, вследствие их высокой доходности (средние годовые ставки по рублевым кредитам составляют 20–25 % годовых, по валютным – 12-20%) и относительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала.
Таким образом, механизм поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, через установление льготного кредитования, существует, а вот механизма обязать кредитную организацию суживать последнего денежными средствами пока еще на создали. И, все таки, следует отметить, что принятые и принимаемые Правительством РФ меры оказали положительное воздействие на сохранение доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно в условиях кризиса. Например, в конце последнего кризиса, по состоянию на 1 января 2010 г., объем субсидируемых кредитов и займов, полученных сельхозпроизводителем, составил 27,6 млрд. рублей (28,1% всего объема субсидируемых кредитов для малых форм хозяйствования). На региональном уровне также оказывалась поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям, что помогло спасти основную массу фермеров от банкротства. Как можно было видеть, несмотря на желание государства оказывать поддержку, малый и средний бизнес сталкивается с большими трудностями, т.к. на волне экономического кризиса, когда многие кредитные организации сократили программы кредитования из-за высоких операционных издержек и значительных финансовых рисков. Также, серьезной преградой для развития кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства является нерентабельность данного вида займа. При небольших суммах кредитов (суммы займов для малого и среднего бизнеса в среднем составляют от 50 тысяч до одного миллиона рублей) доходность по ним минимальная вследствие больших трудозатрат сотрудников банка, необходимых на обслуживание кредитной заявки, оценкой и мониторингом залога, обслуживанием самого кредита. Вполне понятно, что чем больше сумма займа, тем он рентабельней. Поэтому банки стараются размещать денежные средства среди крупных заемщиков. Учитывая огромную территорию страны, следует обратить внимание на сложности в получении кредита отдельной категорией предпринимателей, ведущих свой бизнес вдалеке от промышленных центров. В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, Правительство РФ и Банк России указывают на неоднородный характер предоставления банковских услуг, вследствие того, что в некоторых сельских и отдаленных регионах из-за высоких издержек на создание и обслуживание филиальной сети возможности привлечения банковских кредитов существенно ограничены. Это в свою очередь, сдерживает развитие малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации и тормозит сглаживание региональных диспропорций.
Помимо всего прочего, причиной несовершенства механизма льготного кредитования является отсутствие императивной правовой регламентации кредитного договора. Это приводит к тому, что кредитная организация может включать в кредитный договор собственные условия, как непосредственно повышая проценты, так и косвенно, через комиссии, которые при частичной компенсации ставки банковского процента государством не учитывается. А уж в части изобретательности российских банкиров, придумывающих всевозможные комиссии и иные виды денежных изъятий внутри кредитного договора, нет равных. Поэтому при частичной компенсации государством ставки банковского процента при льготном кредитовании, следует запретить какие либо комиссии и иные дополнительные взыскания с кредитуемого.
Таким образом, в настоящее время условия кредитования не устраивают большинство предпринимателей. Это, прежде всего, связано с низким уровнем развития законодательной базы, регулирующей сферу кредитования малого и среднего бизнеса. Тем не менее, государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке указанных субъектов и в результате, рынок кредитования малого и среднего предпринимательства за последний год вырос более чем на 20%. Активно внедряются новые технологии кредитования. По прогнозам специалистов, кредитный портфель для малого и среднего бизнеса вырастет на 22-27% до 3,9-4,1 трлн. рублей. Однако наметившаяся динамика не должна носить фрагментарный характер. Государство должно заняться разработкой и принятием новых финансовых и правовых инструментов, которые дадут банкам возможность расширять клиентскую базу за счет субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывать им необходимую финансовую поддержку. С этой же целью необходимо внедрять новые правовые конструкции кредитных гарантий, распределяющих кредитные риски между частным капиталом и государством.
Наши контакты
Москва, метро Кантемировская, Пролетарский проспект, дом 31, цокольный этаж
Визит строго по предварительной записи